Комплексне оснащення в молодшу школу

0

НУШ и STEM — Новая украинская школа и STEM-образование

Новая украинская школа, 12 лет обучения, интегрированность, STEM-что объединяет все эти понятия в единое целое? Если коротко, то это образовательная реформа украинской школы и, как любая реформа, она вызывает страх, непонимание у всех участников этого процесса.

Попробуем разобраться с основными понятиями:

  • Science_Technology_Engineering_Mathematics
  • Наука_Технологии_Инженерия_Математика

Вот так коротко, одной строкой можно подать главное содержание такого подхода.

То есть STEM-образование, это такой подход к обучению ребенка, когда за основу берут не приобретение знаний, а умение их получить, применить, не теряя при этом себя, как личности. Получить знания не отдельными предметами, а с помощью интеграции четырех направлений в единое целое.

Мир не стоит на месте, в 21 веке исчезло много профессий, технологии меняют рынок труда, поэтому человеку будущего нужно уметь самоорганизовываться, самообучаться, владеть основами IT-технологий, знать иностранные языки. Стремительно меняются профессии: одни уходят в прошлое, появляются новые и этот процесс будет продолжаться, потому учиться в течение жизни, осваивать новые навыки будет актуальным умением не одно десятилетие. Поэтому сегодняшние дети не могут учиться по образовательным программам прошлого века где все разделялось.

Такой подход к образованию уже не нов для многих стран, но в Украине он только с 2016 года (пилотные классы НУШ), переход реформы на законодательный уровень. Учебный год 2018-2019 — старт новой украинской школы для всех первых классов страны. Хотя, в любом случае допустимые исключения (есть школы, в которых параллельно с НУШ идут классы по другим образовательным программам).

Новая украинская школа, это концепция и ее базовые понятия заключаются в том, что в школе детям нужно дать не только теорию, а научить найти нужные знания, применить их, уметь критически мыслить и оценивать.

Фактически, это все лежит в основе STEM-образования:

  • формирование профессиональных и социальных компетенций (компетентность-комбинация знаний, умений, навыков, ценностей, которая является результатом обучения
  • формирование научного восприятия мира
  • развитие индивидуальности

Новая украинская школа, это три уровня образования — начальный уровень, базовый уровень, профильный уровень.

Задача начального образования — побудить ребенка к желанию получать знания, к самостоятельным исследованиям, к созданию своих простых проектов.

Задача базового уровня — заинтересовать учащихся естественно-математическими науками, научить применять их на практике для решения задач в технологиях.

Задача профильного уровня — способствовать правильному выбору дальнейшего образования: научно-исследовательская деятельность, соревнования, проекты, разработка стартапов.

Именно для внедрения STEM-образования продолжают обучение до 12 лет. При таком подходе, это не усложнит учебную программу, а поможет внедрить усовершенствованный переход от «теоретического подхода обучения» к «научно-практическому». Поэтому не стоит бояться 12-летнего обучения, нужно в достаточном объеме информировать родителей и учителей.

Объединение предметов в образовательные области, это не упрощение программы, а стремление к компетентностному подходу в обучении. То же самое касается и расширения учебных предметов, это не планируется, лучше интегрировать соответствующие темы в уже существующие. Это в частности касается философии.

Для профильного уровня обучения учащиеся и родители смогут сами делать выбор в пользу предметов, которые им понадобятся в дальнейшем при получении образования. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих странах, обучение которых базируется на STEM подходе. Например, естественные науки объединены в курс «Наука», это позволяет получить целостное знание, как вот при изучении кровеносной системы ученик изучает ее в аспекте биологии и химии, и физики (химический состав, строение, скорость и свойства).

С таким подходом уже в конце обучения дети будут иметь комплексные знания, которые помогут им с последующим выбором желаемой профессии.

Новая украинская школа включает в себя инклюзивное образование. То есть дети с особыми потребностями будут интегрированы в обычные школы, будут учиться на уровне со всеми, это важный шаг как на педагогическом уровне, так и общественно-социальном.

Но STEM-образование, это не только написанные учебные программы, это и образовательное пространство, в котором будут находиться школьники. На законодательном уровне Приказами МОН №№ 601, 137, 283, 704 прописано, что нужно приобрести в общие кабинеты, кабинеты начальной школы, профильные кабинеты. Следует помнить, что классы должны быть удобны, отвечать санитарным нормам, быть технологически оснащены. Только такое пространство позволит воплотить в жизнь новую реформу (одни только индивидуальные парты открывают сколько возможностей).

Без чего не может быть ни украинская школа, ни STEM-образование, это ли не важнейшее звено этого процесса — учителя. Сейчас реалии таковы, что многие учителя не соответствуют стандартам новой украинской школы. МОН прилагает много усилий для устранения этой проблемы: он-лайн курсы, семинары, тренинги, вебинары, надеемся, что с годами профессия учителя будет приобретать престижности, конкурентоспособности. Поэтому НУШ с STEM-подходом, это в первую очередь обучение самих учителей, повышение их профессионального уровня.

По опыту других стран видно, что STEM-специалисты больше ценятся на рынке труда, и потребность в них растет из года в год.

В настоящее время украинское образование делает первые шаги на пути к интегрированному обучению, создано государственное учреждение Институт модернизации содержания образования, в задачи которой входит научное и учебно-методическое обеспечение модернизации образования (разработка новых методик).

К середине двадцатых годов МОН планирует закончить полную реформу украинского образования, поэтому можем расчитывать, что уровень и качество обучения будет высоким.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *